Страница обновлена 27.05.2024

муниципальное общеобразовательное учреждение "Дубковская средняя школа" Ярославского муниципального района

Страница обновлена 27.05.2024
муниципальное общеобразовательное учреждение "Дубковская средняя школа" Ярославского муниципального района

Районное методическое объединение педагогов по сопровождению детей с ОВЗ Ярославского муниципального района


Руководитель РМО: Кротова Ольга Васильевна,

учитель с высшей квалификационной категорией,

педагогический стаж 22 года

Руководитель службы комплексного сопровождения

и школьного ППК МОУ Дубковской СШ ЯМР с 2015г.

      Давайте познакомимся! Методическое объединение педагогов Ярославского муниципального района по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья создано в сентябре 2022 года. Оно призвано создавать дополнительные условия для консолидации и взаимообогащения педагогов в таком важном и насущном вопросе как образование детей с особыми образовательными потребностями. Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Наша основная задача дать возможность почувствовать этим детям себя более комфортно, поверить в свои силы, быть уверенным в том, что рядом есть мудрый и чуткий наставник, готовый всегда прийти на помощь.

      Тема: «Повышение эффективности образовательного процесса через создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации, обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя при реализации обновленных ФГОС»

      Цель: создание дополнительных условий для повышения методической и профессиональной компетентности педагогов как одной из возможностей обеспечения   качества образования и повышения качества образовательных результатов.

Интеграция или инклюзия?

     Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?

      Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то пандус, лифт.

       Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. 


Нормативная база: 


 Полезные материалы: 


 2023-2024 учебный год


Аналитический отчет о деятельности РМО педагогов, осуществляющих сопровождение обучающихся с ОВЗ  ЯМР 2023-2024 уч.года 


Семинар-практикум в Туношенской школе

25 апреля 2024 года в средней школе поселка Туношна состоялся семинар-практикум Районного методического объединения педагогов по сопровождению детей с ОВЗ ЯМР по теме «Организация работы педагога с обучающимися различных нозологических групп».

заместителя директора МОУ Туношенской СШ ЯМР Смирнова Нина Павловна познакомила присутствующих со школой, ее традициями и особенностями.

Волкова Ольга Владимировна, зав. школьной библиотеки МОУ Туношенская СШ   рассказала, что свою работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья педагоги стараются построить так, чтобы   библиотека стала  центром общения и досуга для детей с ОВЗ, где они могут проявить свои творческие способности. Созданы комфортные условия для детей с ОВЗ, где каждый пользователь библиотеки находит для себя  место и интересное занятие.

          Учитель-логопед МОУ Туношенская СШ ЯМР Жабронова Елена Владимировна представила опыт работы в коррекционном классе. Рассказала о причинах создания класса, опасениях и трудностях, с которыми пришлось столкнуться в ходе работы.

            Боровкова Екатерина Александровна, учитель английского языка МОУ Туношенская СШ ЯМР мастер-класс по созданию современной интерактивной формы работы – лэпбук.   На мастер-классе педагоги не только познакомились с определением данного приема , но и попробовали сделать «интерактивную папку» своими руками  на тему «Рождество в России». 

 Савадян Екатерина Рафаэловна, учитель-дефектолог МОУ Туношенская СШ ЯМР  

  представила информационную справку о детях с ТМНР обучающихся и обучавшихся ранее на дому по ИУП и расписанию. Познакомила  с авторскими дидактическими пособиями и другими дидактическими материалами, применяемыми в коррекционно-развивающей работе, а также игровой деятельности с обучающимися на дому с ТМНР. Рассказала о  трудностях, с которыми сталкивается учитель-дефектолог в работе с обучающимися на дому с ТМНР. Описала взаимодействие учителя-дефектолога с семьями, воспитывающих детей с ТМНР.

Представила результат научного исследования о готовности родителей к психолого-педагогическому сопровождению ребёнка с ТМНР, которое было проведено в 2021 г. на базе МОУ Туношёнская СШ ЯМР.

Давыдова Елена Анатольевна, учитель-логопед МОУ Сарафоновская СШ ЯМР   затронула вопрос организации образовательной и воспитательной работы в инклюзивном классе, где обучается ребёнок и интеллектуальными нарушениями.
Обучающийся с ОВЗ быстро социализируется, в среде нормотипичных одноклассников быстрее пополняется его словарный запас, копится запас  представлений.  Ребёнок активно участвует в воспитательных мероприятиях класса и школы.
Но в организации учебной деятельности  отмечаются сложности: нет времени на постоянный контроль и необходимую помощь особому ребёнку. В этой связи отмечена важность постоянного контакта с семьёй обучающегося, консультативная поддержка, совместная  работа учителя и родителей.
             Кривова Ольга Федоровна, учитель-дефектолог МОУ Глебовская ОШ ЯМР  представила применение Арттерапии в коррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями позволяет получить положительные результаты.

Существует множество видов арттерапии, применение которых способствует развитию познавательных интересов, раскрытию творческого потенциала ребенка, коррекции недостатков, положительного отношения к деятельности, улучшению работоспособности, регуляции психоэмоционального состояния,  психовегетативных процессов, физиологических функций организма, облегчению усвоенных новых положительных установок и форм поведения, коррекции коммуникативной функции, развитию навыков эмоциональной экспрессии, активизация творческих способностей.

У многих бытует мнение, что дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями необучаемы. Мы спешим вас переубедить это не так. Самое главное в работе с этими детьми подбор приемов и методов в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Виноградова Елена Витальевна, педагог-психолог МОУ Ананьинская ОШ ЯМР рассказала об опыте создания детско-взрослых сообществ в образовательном учреждении.   На протяжении долгих лет педагогический коллектив нашей Ананьинской школы работал над проблемой организации разновозрастного взаимодействия детей в образовательном процессе и использования ресурсов сельского социума в учебной и внеучебной деятельности, организации ДВС.

Все запланированные сообща и  проведенные мероприятия, по результатам анкетирования, получили высокую оценку со стороны всех участников образовательных отношений, а созданные на данном этапе временные ДВС удовлетворяли основным требованиям к таким разновозрастным объединениям, чтобы они были эффективным средством и механизмом воспитательного процесса.

            Кротова Ольга Васильевна поблагодарила МОУ Туношенская СШ ЯМР за теплый прием и интересный формат общения. Представила итоги работы Районного методического объединения за учебный год по направлениям деятельности. Были озвучены основные успехи и дефициты в работе объединения, обозначены вопросы и профессиональные запросы для дальнейшей деятельности РМО. 

Протокол №7 от 25.04.2024

   

   

   

   

   


 Дубковская школа встречает гостей

       29 марта 2024 года состоялся   семинар-практикум «Практический опыт реализации внедрения ФГОС ООО в деятельность педагога в инклюзивном классе. Сотрудничество со службой психолого-педагогического сопровождения школы»

объединивший РМО педагогов сопровождающих образование детей с ОВЗ ЯМР и РМО учителей математики ЯМР. Участниками семинара стали учителя математики, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи и социальные педагоги школ Ярославского муниципального района.

Повестка семинара была построена таким образом, чтобы каждый смог взять с семинара уникальный опыт коллег, который был представлен в виде универсальных приемов, технологий и моделей.

Содержательная часть построена с учетом основных трудностей, которые испытывают дети с ОВЗ:

- когнитивные дефициты;

- заниженная самооценка;

- низкая мотивация;

- взаимодействие с учителем;

- отношения со сверстниками;

- непонимание трудностей родителями;

В содержание семинара был добавлен блок актуальных вопросов инклюзивного образования в общеобразовательной школе и тренинг от педагога-психолога по активации дополнительных психологических ресурсов.

Презентацию школы провела Сухова Н.Н. Директор Дубковской школы познакомила присутствующих с традициями учреждения, достижениями педагогического коллектива и обучающихся.

        Фролова Инна Владимировна, педагог-психолог МОУ Дубковская СШ ЯМР познакомила присутствующих с листом самооценки и картой семинара, продемонстрировала элемент мастер-класса по вхождению в урок/занятие, как снизить тревожность и получить позитивный настрой на работу.

Кротова О.В., координатор службы психолого-педагогического сопровождения МОУ Дубковская СШ ЯМР познакомила присутствующих с актуальными вопросами инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Были даны рекомендации по составлению рабочей программы по предмету для инклюзивного класса.

В блоке повышения самооценки обучающихся Сухова Надежда Николаевна, директор, учитель математики МОУ Дубковская СШ ЯМР представила технологию «Рабочий лист» на уроках математики в инклюзивном классе. Поделилась формами и вариантами листа, рассказала о рисках и достоинствах данной технологии.

В блоке повышения мотивации Булохова Яна Ивановна, педагог-психолог МОУ Михайловская СШ ЯМР в мастер-классе показала, как можно   мотивировать обучающихся на уроках и индивидуальных занятиях, представила приемы, которые могут вписаться в любой урок.

Про применение метода уровневой дифференциации на уроках математики в условиях инклюзивного образования с целью повышения мотивации каждого обучающегося рассказала гостям семинара-практикума Красильщикова Любовь Рафаиловна, учитель математики МОУ Дубковская СШ ЯМР.

 В блоке вопросов, посвященных взаимодействию ученика и учителя, был представлен прием ТРИЗ «Морфологический ящик» для развития восприятия и мышления на занятиях по лого коррекции и уроках математики представили Лапина Марина Григорьевна, учитель математики МОУ Дубковская СШ ЯМР, Васькова Дарья Сергеевна, учитель-логопед МОУ Дубковская СШ ЯМР. Этот универсальный прием можно использовать в различных видах деятельности с обучающимися. Он прост и интересен, развивает речь и когнитивные функции, поддерживает отношения ученик-учитель.

Про сверстнико-опосредованное обучение через применение модели «Ротация станций» в инклюзивном классе на уроке математики рассказала Сапожникова Н.А., учитель математики МОУ Дубковская СШ ЯМР. Наталья Александровна продемонстрировала собравшимся фрагмент урока математики в 6 классе, озвучила преимущества и минусы модели.

Как работать с линией взаимоотношений «родитель-ученик» на семинаре рассказала социальный педагог МОУ Дубковская СШ ЯМР Ситникова А.В. Она предложила коллегам роль родителей детей с особенностями, провела фрагмент родительского собрания «Такие разные наши дети». Присутствующие погрузились в интерактивную атмосферу родительского собрания, попробовали приемы, которые позволяют оценить ситуацию в инклюзивном классе другим взглядом.

Завершающим блоком семинара стал тренинг от педагога-психолога МОУ Дубковская СШ ЯМР Фроловой И.В. по активации дополнительных психологических ресурсов. Коллеги проанализировали свои внутренние резервы и в ходе тренинга постарались найти внутренние источники, которые дают силы и энергию для активной жизни.

Кротова О.В., координатор службы психолого-педагогического сопровождения МОУ Дубковская СШ ЯМР подвела итоги семинара, совместно с гостями провела рефлексию. Присутствующие заполнили лист самооценки и сделали выводы о дефицитах и ресурсах своих компетенций в вопросах обучения детей с ОВЗ.

Руководитель РМО учителей математики ЯМР Антоненко Т.А. обсудила актуальные вопросы окончания учебного года, проведения ВПР, ГИА-9 и ЕГЭ по математике.  

Семинар имел практическую направленность: каждый пункт, от встречи гостей до подведения итогов семинара и рефлексии, – это действенный апробированный прием, который можно использовать в своей методической копилке. Мероприятие получило много положительных откликов и высокую оценку коллег из школ ЯМР.

      

      

         


Семинар практикум «Организация преемственности и непрерывности обучения при переходе обучающихся с уровня дошкольного общего образования на уровень начального общего образования. Адаптация обучающихся при переходе на уровень основного общего образования» 

МОУ Леснополянская НШ ЯМР 28 февраля 2024г.

Юлия Владимировна, педагог-психолог и Волкова Наталья Сергеевна, учитель-логопед дошкольных групп МОУ Леснополянская НШ ЯМР представили доклад «Презентация практического опыта преемственности ДОО и НОО в образовательной организации»

В выступлении отметили важность создания непрерывный инклюзивной модели образования от дошкольного до окончания начального общего образования.

Реализация опыта  в образовательной организации возможна благодаря проекту инновационной деятельности «Организация и реализация инклюзивного образования в системе преемственности дошкольного и начального общего образования».     

Цель работы:  выстраивание механизма осуществления преемственности при организации инклюзивного образования, реализующего единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования.

Задачи:

  • разработать и апробировать алгоритм преемственности между специалистами дошкольного образования и начальной школы в сфере инклюзивного образования;

  • разработать диагностический инструментарий для психолого-педагогического сопровождения специалистами ребенка с ОВЗ в процессе преемственности ДОО и НОО, исходя из общих и специфических целей каждого возрастного периода; провести мониторинг адаптации ребенка при переходе на новую ступень образования в системе преемственности уровней образования

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений.

В 2023-2024 году в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования появилась новая форма работы, это когда обучающиеся начальной школы учат, помогают и сопровождают дошкольников.

1. День Книгодарения, который объединяет всех, кто дарит книги детям и прививает им любовь к чтению. Обучающиеся сами писали сказки, делали к ним иллюстрации, красиво оформили в книжки-малышки и подарили эти сказки ребятам дошкольных групп.

2. День Школьных историй, где обучающиеся 4 классов поделились рассказами о своей школьной жизни, а дошкольники заинтересовались активной жизнью ученика в школе.

3. Мастер-класс по нейролепке, где обучающиеся выступают в роли учителей для дошкольников.

4. Для родительской общественности на сайте образовательной организации функционирует Мастерская развития, где специалисты (дефектологи, логопеды и психологи) делятся полезными материалами с родителями. 

Благодаря проводимой работе, адаптация детей, особенно с ограниченными возможностями развития, протекает более плавно и гармонично.

 

«День школьных историй»

В выступлении педагог-психолог раскрыла актуальность формирования внутренней мотивации к обучению в школе у дошкольника через формы и методы, применяемые в рамках преемственности между ДОО и НОО. А также осветила опыт проведения мероприятия «День школьных историй» по формированию внутренней мотивации к обучению в школе у дошкольника. Обозначила важность взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с учениками начальных классов при переходе на новый образовательный уровень. Отметила позитивный отклик на проведенное мероприятие всех участников образовательного процесса.

Развитие одних отделов головного мозга влияет на развитие других, если возникает неравномерность или замедленное развитие на одном из этапов – это не дает сформироваться следующим функциям. Все психические процессы тесно переплетены. Без развитого воображения не получится развить логику. Без занятий творчеством не будут даваться науки. Основная мысль выступления: высшие психические функции базируются на низших. Именно нейролепка позволяет мягко и постепенно скорректировать трудности развития ребенка, а именно:

- компенсировать анатомическое созревание мозговых структур;

 - сбалансировать формирование функциональных систем высших психических функций.

В ходе работы отмечены положительное воздействие нейролепки за счет:

 -активной работы мелкой моторики в процессе занятий лепкой;

 - дополнительных заданий на развитие познавательных процессов;

 - благоприятного эмоционального фона;

 - индивидуального подхода;

 - высокого уровня мотивации;

 - учета возрастных особенностей.

«Организация преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ОВЗ в МОУ Пестрецовская ОШ ЯМР»

Представили практический опыт организации преемственности дошкольного и начального общего образования детей с ОВЗ в МОУ Пестрецовская ОШ ЯМР. В рамках проекта «Школа Ежа», показали методическую работу с педагогами, работу с детьми, взаимодействие с родителями, и подвели итоги эффективности данного проекта.

Противоречия в понимании целей и задач осуществления преемственности между дошкольным и школьным образованием – основная проблема. Детство не заканчивается в один момент, когда ребенок выпускается из детского сада, оно продолжается еще долго, плавно изменяя свои приоритеты, восприятие окружающего пространства. Однако, социальная среда зачастую более критична: она резко меняет жизнь и уклад ребенка, перешагнувшего на следующий этап обучения.

Непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы увидели в создании плана совместной работы по развитию и совершенствованию преемственности начальной школы и детского сада.

         На базе НШ п. Заволжье ЯМР, реализуется работа по преемственности детского сада и школы уже не первый год. Учреждение имеет хороший опыт в этом направлении, так как условия пребывания «в одних стенах» школьников и дошкольников – это отличная возможность продуктивного взаимодействия для всех участников образовательных отношений.

Подход по реализации преемственности основывается на организации работы по трем блокам:

- работа с детьми дошкольных групп и начальной школы;

- работа с педагогическим составом образовательного учреждения;

- работа с родителями всех воспитанников.

Больший объем мероприятий направлен, конечно, на работу с детьми.

Главная цель данного направления работы: создание условий для всесторонней подготовленности детей к успешному и менее безболезненному вхождению наших выпускников в учебную деятельность школы.

В образовательном учреждении был реализован тренинг-проект «Тренинг эмоционального благополучия – ключевого фактора успешной адаптации к новым условиям обучения», между двумя замерами зафиксирована положительная динамика, обучающиеся стали более уверенными в себе, стали менее уязвимыми физиологическим стрессам, а так же стали теснее взаимодействовать, что и является следствием «снятия» телесных блокировок, над которыми и выполнялась наша работа.

Можно говорить о  том, что мы нашли актуальный, продуктивный и экологичный способ решения данной задачи.

Коллеги представили психологическую практику «Разворот внимания»

Много ярких эмоций подарил участникам семинар!

Мостовая от детского сада к школе проложена!

 

Интересные моменты семинара-практикума «Организация преемственности и непрерывности обучения при переходе обучающихся с уровня дошкольного общего образования на уровень начального общего образования. Адаптация обучающихся при переходе на уровень основного общего образования»

Благодарим МОУ Леснополянская НШ ЯМР за радушие и теплый прием!

28 февраля 2024  https://disk.yandex.ru/d/Z_Yocri3LOROXQ

Протокол заседания РМО педагогов по сопровождению образования детей с ОВЗ ЯМР №5 от 28.02.2024г.


 Семинар-практикум «Организация работы в разновозрастных классах (группах) и специальных классах коррекции»

1 февраля 2024 года в МОУ Спасская СШ ЯМР состоялся семинар-практикум РМО педагогов по сопровождению детей с ОВЗ ЯМР.

Теплый прием педагогам оказала Спасская СШ ЯМР. Директор школы Гартунг Марина Владимировна в приветственном слове познакомила участников семинара с историей села Спас Виталий, историей школы, ее «изюминкой» и традициями, которыми сильно образовательное учреждение.

Заместитель директора Петряева Ирина Владимировна представила коллегам особенности контингента МОУ Спасская СШ ЯМР, индивидуальные учебные планы и варианты формирования разновозрастных групп обучающихся.

Учитель технологии Нестеренко Николай Николаевич, работающий в РВГ обучающихся с интеллектуальными нарушениями представил опыт и особенности работы, продемонстрировал видеофрагменты уроков и работы обучающихся.

Педагог-психолог Белова Ирина Владимировна продемонстрировала мастер-класс урока  с детьми с ОВЗ, который объединяет в себе разновозрастных обучающихся. В удивительно легкой форме коллеги прошли шаг за шагом все этапы занятия по алгоритму, попробовали игровые приемы на себе, обменялись опытом.

Заместитель директора МОУ Карачихская СШ ЯМР Куракина Наталья Алексеевна представила участникам семинара опыт по формированию разновозрастных групп в Карачихской школе и особенности индивидуальных учебных планов детей с ОВЗ. А учитель  начальных классов      Бардина Анна Николаевна      описала особенности формирования групп на занятия внеурочной деятельности и организация  деятельности обучающихся с ОВЗ в инклюзивных группах.

Коллеги из Григорьевской школы Шавейникова Наталья Михайловна (педагог-психолог) и Вепрева Любовь Валерьевна (учитель-логопед)  рассказали об особенностях формирования разновозрастных групп на индивидуальные коррекционно-развивающие занятия в учреждении, представили доклад «Организация логопедической работы в разновозрастных классах (группах) с учетом трудностей социализации»  коллег с особенностями контингента  школы и вариантами работы в разновозрастных классах.

Учитель-дефектолог, учитель РВГ МОУ Красноткацкая СШ ЯМР Вещева Светлана Валерьевна   представила УМК  для детей с интеллектуальными нарушениями и алгоритм работы с данными детьми. Познакомила присутствующих с работами обучающихся первого, второго и последующих годов обучения, как наглядный пример положительной динамики в развитии ребенка.

Получилась плодотворная встреча, где состоялся обмен опытом и практическими методиками. Благодарим администрацию и коллектив МОУ Спасская СШ ЯМР за теплый и душевный прием!

Протокол семинара-практикума районного методического объединения  педагогов ЯМР по сопровождению обучающихся с ОВЗ «Организация работы в разновозрастных классах (группах) и специальных классах коррекции»

   

         


Семинар в каворкинг-центре «Точка кипения» Ярославского Государственного университета им.  П.Г. Демидова

На площадке каворкинг-центра «Точка кипения» Ярославского Государственного университета им.  П.Г. Демидова 20 декабря 2023 года состоялся образовательный семинар, который объединил педагогов Районного методического объединения учителей биологии ЯМР, РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов ЯМР, РМО педагогов-психологов ЯМР и РМО по сопровождению детей с ОВЗ ЯМР.

На лекции «Психосоматика. Взаимные влияния тела и психики» Тарнуев Сергей Владимирович,   сотрудник кафедры биологии и экологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова рассказал о влиянии психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

            Психическое  напряжение  больного,  конфликтные  ситуации могут отражаться на соматическом состоянии человека и вызывать так называемые психосоматические заболевания. Соматические заболевания, в свою очередь, оказывают влияние на психическое состояние, на его настроение, восприятие окружающего мира, поведение и планы. Только подход   на основе целостного понимания его организма всегда учитывает сложные взаимоотношения, которые существуют между психическим состоянием человека и его болезнью, между «психо» и «сома».

Лекция вызвала огромный интерес, информация, полученная на семинаре была крайне полезна для всех  специалистов.

На фото педагоги-психологи Ярославского МР 20.12.2023г


XV Межрегиональная Ярмарка социально-педагогических инноваций (в рамках Года педагога и наставника в РФ)

    

                             Мастер-класс в секции «Эффективные практики  наставничества в инклюзивном образовании»             На фото педагоги МОУ Дубковская СШ ЯМР

 13 – 16 декабря 2023 года состоялись мероприятия юбилейной XV Межрегиональной Ярмарки социально-педагогических инноваций (в рамках Года педагога и наставника).
Целью Ярмарки является выявление, экспертиза и тиражирование эффективных воспитательных практик и социально значимых решений в образовании.
Организатором Ярмарки является Министерство образования Ярославской области. Операторы Ярмарки:
– ГАУ  ДПО ЯО  «Институт развития образования» г. Ярославль
– Управление образования администрации Ростовского муниципального района
– Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие» г. Ростов – региональный координационный центр Ярмарки.

2023 год  стал особым для педагогического сообщества – он объявлен Годом Педагога и наставника в Российской Федерации. Миссия Года – признать особый статус педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность.  2023 год – юбилейный год для Ярмарки, 15 лет назад она впервые была проведена в Ростове Великом.
           Ярмарка – особая педагогическая традиция ростовской земли, насыщенная  искренней любовью к своей профессии и стремлением к развитию и самосовершенствованию. На Ярмарке созданы условия для презентации авторских идей и технологий, представленных как продукты интеллектуального труда. Участники Ярмарки получают возможность для профессионального общения, роста и обмена опытом.
           Масштабы Ярмарки социально-педагогических инноваций в Ростове Великом говорят о ее состоятельности, востребованности и привлекательности.
Участниками Ярмарки в Ростове Великом стали педагоги Бурятии, Волгоградской, Иркутской областей, Калининграда, Магадана, Московской, Самарской областей, Пензы, Удмуртии. Ярославская область представлена педагогами Гаврилов-Ямского, Ростовского района, Рыбинска и Рыбинского района, Тутаевского района, г.о.г. Переславля-Залесского, Угличского района, г. Ярославля и Ярославского района, 
           В заочном этапе в Ярмарке принимали участие также педагоги Архангельска, Белгорода, Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Хабаровска.
На заочный этап 15 Ярмарки было заявлено 145 проектов и 85 мастер-классов.
В очном этапе состоялись стендовая презентация проектов, в которой приняли участие более 330 авторов со 102 проектами и проведено 46 мастер-классов различной направленности, вызвавшие большой интерес участников и гостей Ярмарки. Ярмарку посетили более 200 гостей, в том числе студенты педагогического колледжа, представители социально-ориентированных некоммерческих организаций, родители (законные представители).

Ярмарка проводилась по 6 направлениям (номинациям):
1. Эффективные методические практики и формы наставничества, обеспечивающие непрерывный профессиональный рост педагога;
2. Эффективные практики воспитания и наставничества на разных уровнях образования (дошкольного, общего, дополнительного и профессионального);
3.  Эффективные практики  обучения  и  наставничества;
4.  Эффективные практики  наставничества и помощи семье;
5.  Эффективные практики  наставничества в инклюзивном образовании;
6. Эффективные практики по формированию здоровой и безопасной образовательной среды.

На Ярмарке работали 44 эксперта из ГАУ ДПО ЯО «ИРО» г. Ярославль,  ФГБОУ ВО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», ГКУ ЯО Агентство, ГУ ЯО «Центр оценки и контроля качества образования», ГУ ЯО ЦПОиПП «Ресурс» и других образовательных и иных организаций, в том числе из Архангельска, Республики Беларусь, Братска, Бурятии, Волгограда, Иркутска, Калининграда, Магадана, Перми, Самарской области.
Программа юбилейной Ярмарки была разнообразна и насыщена.

Первый день юбилейной Ярмарки 13 декабря 2023 г. (среда) был посвящен Презентации системы образования Ростовского муниципального района и культурно-образовательной программе. Участники и эксперты Ярмарки ознакомились с опытом работы  образовательных организаций:
МОУ СОШ №3 г Ростов: «Центр притяжения. Создание личностно-развивающей образовательной и воспитательной среды»: (Пряженкова Елена Васильевна, директор школы, Борисова Анна Александровна, заместитель директора); «Ближе к  звездам»: экскурсия в школьный музей космонавтики (Модулина Людмила Владимировна, руководитель школьного музея)
МОУ Хмельниковская СОШ: «Обеспечение доступности дополнительного образования в сельской школе в условиях центра «Точка роста» (Мироненко Татьяна Викторовна, директор школы).
Также для участников Ярмарки были организованы экскурсии в Музей фарфора ГМЗ «Ростовский кремль» и  «Знакомство с историей православной России». Путешествие к русским  святыням  в   с. Захарово – Годеново, Ростовский район.

Второй день юбилейной Ярмарки 14 декабря 2023 г. (четверг) был посвящен системе образования Ярославской области. В ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» г. Ярославль состоялась межрегиональная конференция «Лучшие практики системы образования Ярославской области».
          Участниками конференции стали более 50 человек из Ярославской области, Архангельской, Волгоградской, Иркутской, Калининградской, Магаданской, Московской, Самарской, Пензенской, Пермской областей, республики Бурятии, Удмуртии, Республики Беларусь.

Ключевыми событиями третьего дня Ярмарки 15 декабря 2023 года (пятница) в МОУ Гимназии им. А.Л. Кекина г. Ростова стали: торжественная церемония открытия Ярмарки, стендовая презентация проектов, мастер-классы, торжественное подведение итогов Ярмарки – Ростовский педагогический ярмарочный бал.

         На торжественной церемонии открытия Ярмарки к участникам и гостям обратились с приветственными и поздравительными словами: Груданова Лариса Владимировна, начальник Управления образования администрации Ростовского муниципального района; Масленкова Анна Евгеньевна, и.о. Председателя Экспертного совета Ярмарки, методист Центра сопровождения воспитательной работы ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»; Мария Павловна Бланк, региональный координатор Ярмарки по Ярославской области; Пичкуров Александр Викторович, куратор ярмарочного движения в России и Ближнем Зарубежье, главный специалист отдела развития образования Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области; Скворцова Александра Николаевна, начальник Управления образования администрации Ростовского муниципального района (с 1989 по 2013 гг.); Бартош Сергей Николаевич, учитель технологии и географии ГУО «Тышковичская средняя школа», Ивановский р-н, Брестская область, Республика Беларусь.

       Организаторы, постоянные и успешные участники Ярмарки были награждены памятными знаками, грамотами и благодарностями.
Победителям и призерам XV Ярмарки социально-педагогических инноваций были вручены Дипломы.

Участие педагогов Ярославского муниципального района было интересным и продуктивным.

В направлении Лучшие  мастер-классы  15 Ярмарки отметили 23 лучшие работы. Среди них работы педагогов Ярославского МР:

Виртуальная гостиная «Мамина кухня»: интерактивная форма дистанционного взаимодействия с семьёй
Васильева Елена Александровна, воспитатель дошкольной группы школы п. Ярославка МОУ «Средняя школа поселка Ярославка» Ярославский МР

Оценивание проектов обучающихся с помощью оценочного листа Практика наставничества «Школа – территория ВКЛЮЧЕНиЯ»
Кротова Ольга Васильевна. координатор службы психолого-педагогического сопровождения. Учитель, Лапина Марина Григорьевна учитель 
МОУ Дубковская СОШ Ярославский р-н

В направлении Лучшие проекты XV Межрегиональная Ярмарка социально-педагогических инноваций отметили:

В номинации «Эффективные методические практики и формы наставничества, обеспечивающие непрерывный профессиональный рост педагога»

Диплом  II  СТЕПЕНИ
Школа профессионального мастерства педагогов ДОУ «Стань профи!» как эффективная форма неформального образования 
Смирнова Елена Владимировна, заведующий,  
Константинова Валентина Геннадьевна, старший воспитатель
МДОУ Детский сад № 16 «Ягодка» Ярославский МР

В номинации «Эффективные практики воспитания и наставничества на разных уровнях образования»

Диплом  II  СТЕПЕНИ
Проект Видеоцикл встреч  «В кадрах школьного объединения МедиаСтар»
Петрушова Наталия Александровна, директор, канд. пед. наук
Иванова Елена Игоревна, педагог – психолог
МОУ СОШ п. Ярославка Ярославский МР

В номинации  «Эффективные практики по формированию здоровой и безопасной образовательной среды»

Диплом  II  СТЕПЕНИ
Проект: «Экологический туризм  в Детской образовательной организации»
Рыженкова Евгения Алексеевна, воспитатель
Фомина Ирина Михайловна,  воспитатель
МОУ «Средняя школа поселка Ярославка» Ярославский МР

Коллеги, поздравляем победителей и благодарим за участие!  

 

Мастер-класс проводит Васильева Е.А.(воспитатель дошкольной группы школы п. Ярославка МОУ «Средняя школа поселка Ярославка» Ярославский МР)

                   

                                     На фото команда средней школы поселка Ярославка              Команда МДОУ №16 "Ягодка" Ярославского МР

                                              

Команда МДОУ № 16 " Ягодка" Ярославского МР                               Бал на закрытии Ярмарки – добрая традиция


Тиражирование педагогического опыта

28-29 ноября 2023 года в г. Ярославле прошла ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Стратегические приоритеты развития образования: взаимодействие науки и практики».

Конференцию проводило министерство образования Ярославской области, оператором выступал ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования». Конференция направлена на привлечение руководителей образовательных организаций, руководителей методических служб регионов РФ, педагогических работников, ученых и практиков к обсуждению актуальных вопросов развития образования.

Большое пленарное заседание и секционные заседания Конференции проводились в гибридном формате 28-29 ноября 2023 года с участием ведущих российских и зарубежных экспертов, руководителей регионального и муниципального уровней в сфере образования, образовательных организаций, специалистов муниципальных методических служб, руководителей инновационных площадок, педагогов регионов.

29 ноября 2023 года в рамках ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Стратегические приоритеты развития образования: взаимодействие науки и практики» состоялась
Малая конференция «Актуальные аспекты обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в современных условиях»

От Ярославского муниципального района на Малой конференции выступали учитель математики МОУ Дубковской СШ ЯМР Лапина Марина Григорьевна и координатор службы психолого-педагогического сопровождения Кротова Ольга Васильевна с представлением Практики наставничества в инклюзивном образовании «Школа – территория ВКЛЮЧЕНиЯ»

http://80letiro.tilda.ws/

   

Презентация Межрегиональная научно-практическая конференция «Стратегические приоритеты развития образования: взаимодействие науки и практики»  по теме: Школа – территория   ВКЛЮЧЕНиЯ


Участие в конкурсе "Лучшая инклюзивная школа России - 2023"

Конкурс «Лучшая инклюзивная школа» проводится Министерством просвещения Российской Федерации для повышения активности образовательных организаций в развитии и внедрении практик инклюзивного общего и профессионального образования, а также инклюзивного отдыха детей и их оздоровления.

В Год педагога и наставника в заочном федеральном этапе конкурса приняли участие 174 образовательные организации – победители региональных конкурсов из 67 субъектов Российской Федерации: 143 образовательные организации (50 школ, 52 детских сада, 41 колледж) и 31 организация отдыха детей и их оздоровления. Во всероссийский финал вышли 80 организаций – по 20 участников в каждой из четырех номинаций конкурса.

Интересным и непростым был путь к финалу Конкурса «Лучшая инклюзивная школа России – 2023»

В мае 2023 года команда МОУ Дубковской школы ЯМР   представила свой опыт на Региональном этапе X Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России – 2023". Компетентное жюри Ярославской области отметило школу Дипломом I степени.

Предстояла работа по подготовке к участию в заочном туре Федерального этапа конкурса. На протяжении нескольких месяцев команда школы готовила описание своей инклюзивной практики, отбирая по крупицам материалы для представления.

4 октября завершилась экспертиза заочной части федерального этапа Всероссийского конкурса лучшая инклюзивная школа России – 2023" МОУ Дубковская СШ ЯМР попала в число финалистов Федерального этапа конкурса и представляла Ярославскую область.

23-24 октября 2023 года в Московском Государственном Психолого-педагогическом университете проходила очная часть конкурса, где двадцать финалистов из разных регионов России представляли свои инклюзивные практики.

25 октября 2023 года состоялось награждение победителей и финалистов X Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России – 2023".

Лауреатом конкурса и победителем в номинации "За вариативность форм обучения" стало МОУ "Дубковская средняя школа" Ярославского муниципального района.

http://www.iro.yar.ru/index.php?id=7426

https://lish.mgppu.ru/

   

         

         


Встреча психологов, логопедов и дефектологов в Ивняковской школе.

В Ивняковской школе состоялась рабочая встреча педагогов трех районных методических объединений. 17 октября 2023 года за круглым столом в теплой дружественной обстановке обменялись опытом педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги, сопровождающие образование детей с ОВЗ Ярославского муниципального района. Присутствовали 23 педагога из 12 школ Ярославского муниципального района.

Печникова Ольга Анатольевна – руководитель Районного методического объединения учителей-логопедов познакомила участников круглого стола с планом и повесткой мероприятия.

Руководитель Районного методического объединения педагогов, сопровождающих образование детей с ОВЗ ЯМР Кротова Ольга Васильевна во вступительном слове обозначила присутствующим важность взаимодействия всех школьных служб для успешной коррекции трудностей в обучении, развитии и социальной адаптации школьников.

Логопедическая служба Ивняковской школы представила алгоритм и принципы своей работы.

Воробьева Светлана Сергеевна (учитель-логопед МОУ Ивняковской СШ ЯМР) познакомила участников круглого стола с особенностями работы службы логопедов в своем выступлении «Работа школьного ППк и службы комплексного сопровождения в ОО».  

 Куманяева Ольга Юрьевна (учитель-логопед МОУ Ивняковской СШ ЯМР) в докладе «Актуальные вопросы работы учителя-логопеда в школе» рассказала о работе учителя-логопеда и точках соприкосновения в работе с другими специалистами при оказании коррекционной помощи.

 Иваницкая Татьяна Алексеевна (учитель-дефектолог МОУ Ивняковской СШ ЯМР) подробно остановилась на особенностях работы учителя-дефектолога при разграничении оказания помощи детям со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога «Организация работы учителя-дефектолога в ОО»

Печникова Ольга Анатольевна (учитель-логопед МОУ Михайловской СШ ЯМР и руководитель РМР учителей-логопедов) выступила с докладом на тему «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога как необходимое условие обеспечения результативности работы с детьми с речевыми нарушениями»

Дубинина Светлана Владимировна (учитель-логопед МОУ Лучинской СШ ЯМР) представила присутствующим выступление на тему «Метод EMDR– билатеральная стимуляция полушарий мозга» Это метод, который использует естественные механизмы оздоровления организма, для преодоления травмы или улучшения качества повседневной жизни путем попеременного двухстороннего раздражения (паттерна «лево – право»).

Обладает рядом преимуществ. В 2013 году рекомендован Всемирной организацией здравоохранения. В 2023 году одобрен Министерством здравоохранения России. Является мощным средством помощи. Имеет противопоказания. Применять EMDR имеют право только психологи, прошедшие специальное обучение и супервизию.

Как видно из рабочей повестки встреча была очень результативная. Благодарим коллег за представление опыта, интересную и плодотворную работу!

      

Протокол заседания РМО педагогов по сопровождению образования детей с ОВЗ ЯМР №2 от 17.10.2023г.


Семинар «Методы и приемы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей

с задержкой психического развития на уровне начального общего образования в условиях инклюзивного обучения»

В целях повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в рамках работ по методическому обеспечению образовательной деятельности государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области «Центр помощи детям» провело семинар «Методы и приемы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития на уровне начального общего образования в условиях инклюзивного обучения» 13 октября 2023г.

В рамках семинара   представлен опыт педагогов образовательных организаций Ярославской области   На семинар были приглашены педагоги, в чью функцию входит психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья по программам начального общего образования (учителя начальных классов, учителя дефектологи, учителя логопеды, методисты).

От Ярославского муниципального района в семинаре приняли участие педагоги МОУ Ивняковской СШ ЯМР и МОУ Туношенской СШ ЯМР.

Сотрудники   Ивняковской СШ ЯМР учитель начальных классов Карпова Л.В, учитель-логопед Воробьева С.С., учитель-дефектолог Иваницкая Т.А. выступили с докладом на тему "Взаимодействие учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения в работе с детьми с задержкой психического развития в условиях инклюзивного обучения".

Педагоги МОУ Туношёнской СШ ЯМР  Тихомирова Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов, Герасимычева Ольга Александровна, учитель начальных классов, Савадян Екатерина Рафаэловна учитель-дефектолог на семинаре выступили с темой «Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования в МОУ «Туношёнская средняя школа имени Героя России Селезнёва А.А» ЯМР»

Благодарим коллег за интересные выступления, глубокую продуктивную работу в области инклюзивного образования и чуткое отношение к детям с особыми образовательными потребностями.

            

   

Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного обучения в МОУ «Туношёнская средняя школа имени Героя России Селезнёва А.А.» ЯМР


 ИТОГИ 2022-2023 учебного года

Аналитический отчет деятельности РМО за учебный год

Приглашение к сотрудничеству: Приглашение в чат "РМО педагогов по сопровождению детей с ОВЗ Ярославского МР": 

https://sferum.ru/?p=messages&join=AJQ1d09R8CaahvKpXYC/sUYR


Первое заседание РМО: 

Первая рабочая встреча нового районного методического объединения.

      12 октября 2022года в актовом зале Администрации Ярославского муниципального района состоялась первая рабочая встреча педагогов по сопровождению обучающихся с ОВЗ. Она объединила администрацию школ Ярославского района, педагогов психологов, учителей логопедов и дефектологов.

      Громашева Светлана Валерьевна заместитель начальника управления образования Ярославского МР определила основное направление работы нового методического объединения. Педагоги получили возможность познакомиться, обсудить важные вопросы образования обучающихся с ОВЗ, скорректировали и утвердили план работы методического объединения на 2022-2023 учебный год.

Встреча оказалась очень плодотворной. Был дан старт новому делу!

Протокол заседания районного методического объединения педагогов Ярославского муниципального района по сопровождению детей с ОВЗ от 12.10.2022

Материалы с заседания рабочей группы РМО педагогов по сопровождению детей с ОВЗ от 12.10.2022 г.

 

Второе заседание РМО:  

23 января 2023 года в МОУ Карабихская ОШ состоялся практический семинар "Применение новых технологий и адаптация заданий для обучающихся с особыми образовательными потребностями с целью повышения качества образовательной деятельности в рамках внедрения ФГОС". Он объединил педагогов РМО учителей русского языка и литературы и РМО педагогов по сопровождению детей с ОВЗ.

Семинар проходил в интерактивном формате: коллеги решали ключевые проблемы, связанные с повышением читательской грамотности, применением новых технологий в обучении русскому языку и литературе, развитием мотивации у обучающихся, познакомились с технологией сторителлинга.

Также в рамках семинара прошло два открытых урока по русскому языку и мастер-класс по нейропсихологической диагностике и коррекции трудностей письма.
Организация и проведение данного семинара, формы и содержание представленного опыта получили положительные отзывы участников.

Протокол заседания районного методического объединения педагогов Ярославского муниципального района по сопровождению детей с ОВЗ от 23.01.2023

Презентацию к семинару Коршунова О.В.

Сторителлинг (презентация)

Особенности адаптации заданий для обучающихся с ОВЗ (презентация)

Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с ЗПР

Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с ТНР

 

Семинар «Психолого-педагогическое сопровождение организации обучения и воспитания детей школьного возраста»

      10 марта в государственном общеобразовательном учреждении Ярославской области «Центр помощи детям» в дистанционном режиме состоялся семинар «Психолого-педагогическое сопровождение организации обучения и воспитания детей школьного возраста". В ходе семинара рассматривались вопросы:

1.  Рекомендации по итогам мониторинга психолого-педагогических консилиумов в общеобразовательных организациях по итогам 2021-2022 учебного года.

Казарцева Елена Вениаминовна, директор ГОУ ЯО «Центр помощи детям», региональный ресурсный центр  «Комплексное сопровождение организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями».

2. Роль специалистов психолого-педагогического сопровождения при освоении образовательных программ  начального и основного общего образования. Баюн Ольга Константиновна, педагог-психолог, руководитель отдела методического сопровождения работы с детьми с ОВЗ ГОУ ЯО «Центр помощи детям»;

3. Опыт педагогов муниципального общеобразовательного учреждения, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение. Рекомендации специалистов ГОУ ЯО «Центр помощи детям».

Сигуля Наталия Валерьевна, педагог-психолог, руководитель психолого-педагогического отдела
ГОУ ЯО «Центр помощи детям».

      Иванова Евгения Александровна, учитель-дефектолог, методист отдела методического сопровождения работы с детьми с ОВЗ ГОУ ЯО «Центр помощи детям».


      Ссылка на видео семинара: https://mv4.virtualroom.ru/record-player?recordId=5e36995a-66d0-418b-8221-43bde5f7ad43

     Психолого-педагогическое сопровождение организации обучения и воспитания детей школьного возраста

     Рекомендации по итогам мониторинга психолого-педагогических консилиумов в школах


Круглый стол «Организация обучения детей с ОВЗ, обучающихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации»

     6 апреля 2023 года в Институте развития образования состоялось заседание рабочей группы РМО педагогов по сопровождению образования обучающихся с ОВЗ.

     Специалисты ИРО познакомили коллег с изменениями в нормативно-правовой сфере в связи с переходом на обновленные ФГОС. Подробней был рассмотрен вопрос Федеральных образовательных программ (ФОП, ФООП) и Федеральных адаптированных образовательных программ (ФАОП), на основе которых должны будут разработаны образовательные программы на 2023-2024 учебный год.  Был проработан алгоритм действий при написании АООП различных уровней образования и нозологических групп.

     Старший преподаватель кафедры Инклюзивного образования Отрошко Г.В. дала практические советы по разработке адаптированных рабочих программ для инклюзивных классов.

    Представители образовательных учреждений Ярославского муниципального района получили возможность задать вопросы и обсудить возникающие на местах ситуации совместно со специалистами кафедры Инклюзивного образования ИРО Семеновой О.Н. и Отрошко Г.В.

     На встрече коллеги смогли кратко представить друг другу опыт работы, контингент, осветить достижения и обозначить индивидуальные дефициты. Тем самым был дан старт началу планирования  работы РМО на следующий учебный год.

      Приложение. Протокол №3 заседания РМО

      Приложение. Презентация Семеновой О.Н.