Страница обновлена 25.05.2023

муниципальное общеобразовательное учреждение "Дубковская средняя школа" Ярославского муниципального района

Страница обновлена 25.05.2023
муниципальное общеобразовательное учреждение "Дубковская средняя школа" Ярославского муниципального района

ВЫСТУПЛЕНИЕ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ СУХОВОЙ Н.Н.


Выступление 26.08.2015

Августовская конференция ЯМР

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема нашей дискуссионной площадки: «Органы государственно-общественного управления – это открытость и демократичность в управлении процессами образования». Поскольку, одной из актуальных тенденций модернизации российского образования является развитие государственно-общественного характера управления образованием, то  оно и должно стать системой по настоящему открытой для общества – системой, требования к которой определяются и контролируются обществом.

Само словосочетание «государственно-общественное управление», как общезначимая категория педагогики, в нашей стране получила свое признание в 1988 г.

Государственно-общественное управление образованием, по определению,  – это ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием,

с одной стороны, различных субъектов, выражающих и представляющих интересы государства в области образования: это, как правило, (органы управления образованием, руководители образовательных учреждений), и ,

с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества и  населения.

Оно может осуществляться путем создания как раздельных, так и путем создания совместных органов и форм государственно-общественного управления.

Целью государственно-общественного управления образовательной организации является создание условий для вовлечения общественности в реализацию образовательной политики, повышения эффективности государственной политики в области образования, удовлетворения образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса, реализации их прав на участие в управлении образовательной организацией.

Задачи государственно-общественного управления:

- сформировать и организовать деятельность органов государственно-общественного управления ОО;

- развить социальное партнерство в системе образования;

- создать систему общественного контроля над качеством образования и полнотой выполнения социального заказа;

- организовать совместную деятельность родительской общественности, педагогов, обучающихся школы.

Государственно-общественное управление развивается на основе принципов, предполагающих: открытость и демократичность, взаимодействие и согласованность, участие и соуправление.

Ожидаемые результаты: привлечение общественности к делам и проблемам школы, повышение открытости образовательной системы школы, ее восприимчивости к запросам обучающихся, их родителей, законных представителей.

В практике осуществления государственно-общественного управления на уровне нашей школы сформировался такой орган, как Управляющий совет, который работает с согласия учредителя с мая 2010 г, и является реальным коллегиальным внутришкольным органом, состоящим из избранных и  кооптированных (т.е. введённых без выборов) членов.

Давайте разберемся, зачем действительно нужен Управляющий совет в образовательных организациях?

федеральные власти заинтересованы в расширении общественного участия, так как это важный элемент новой модернизированной системы образования.

- поскольку наибольшее число преобразований и нововведений происходит на местном уровне, то местные власти заинтересованы в появлении субъекта для переговоров, в лице Управляющего совета, официально наделенного полномочиями представлять интересы образовательного учреждения.

- зачем же нужен Управляющий совет образовательному учреждению? Уже сам факт наличия в школе работающего УС создает школе имидж современного образовательного учреждения с демократическим стилем управления. В основной своей массе школы традиционно консервативны. УС может стать прививкой против излишней консервативности. Само участие заинтересованных граждан в управлении стимулирует ОУ адаптироваться и меняться в соответствии с интересами своих целевых групп. А, значит, наличие УС в школе постепенно будет делать школы все более удовлетворяющей интересам потребителей и более конкурентоспособной. Директор получает возможность в оперативном режиме собирать мнения и получать обратную связь от получателей услуг относительно принимаемых решений и текущих вопросов управления школой.

Педагогам УС нужен для реализации тех же целей, для которых он нужен школе. Учителя на равных входят в его состав и могут формулировать предложения и запросы от педагогического коллектива и выносить их на обсуждение с родителями.

Для учащихся это первый опыт, который поможет обучиться навыкам управления, сотрудничества, групповой дискуссии, проектирования и т.п.

Родители получают возможность обращаться в УС как к посреднику между родительской общественностью и администрацией школы. Совет выполняет роль согласования различных интересов и мнений. Там, где нет УС у родителей меньше шансов быть услышанными.

УС имеет зафиксированные в Уставе школы управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития школы. Конкретный объем этих полномочий в разных школах может быть различен. В его состав входят: директор, представители общественности, педагогического коллектива, обучающихся, родителей. Директор, работник школы и представитель учредителя не могут быть избраны председателем УС.

УС призван решать, в первую очередь, задачи стратегического управления школой, программировать ее будущее состояние. К основным задачам совета относятся: определение направлений развития образовательного учреждения, обеспечение качества образовательных услуг, повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности, содействие созданию здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда. Разумеется, родителей привлекают в основном к участию в административных мероприятиях. Оставляя сам процесс обучения профессионалам. Паритетное участие общественности, власти, учеников, родителей и педагогов в управлении образовательным процессом обеспечивает условия формирования нового общественного договора между ними.

Создав наш УС в 2010 г, мы начали формировать пространство для диалогового взаимодействия всех участников образовательного процесса, привлечение социальных партнеров, общественности поселка для создания команды единомышленников, участвующих в осуществлении качественного образовательного процесса. На протяжении 5 лет УС активно работает по реализации проекта «Школа завтрашнего дня», решая вопросы  обустройства образовательного пространства школы: оформлена сцена актового зала, комната активного отдыха для младших школьников, модернизирована библиотека, обустроена спортивная площадка, заменены двери в детских раздевалках спортивного зала, подготовлен и реализован план мероприятий по празднованию 35-летнего юбилея школы, решены вопросы перевода школы на обучение в первую смену и на 5-дневную учебную неделю.

 Эти годы изменили отношение администрации школы, учащихся, педагогов, родителей, представителей общественности, сделав их разумными и гибкими партнерскими отношениями, которые так важны для самореализации каждого человека.

Закончить свое выступление мне хочется словами обучающейся 11 класса 2013 г, члена УС от обучающихся Росляковой Елизаветы. «На одном из заседаний мы обсуждали проблемы и пожелания по развитию школы, я была инициатором поставить в школе личные шкафчики ученикам для хранения одежды и учебников, по примеру финских школ. УС направил предложение в администрацию школы, и она нас услышала, мы получили индивидуальные шкафчики, ученики довольны, а школа переходит на новый уровень развития, который заключается в том, что в нашей школе может быть услышан каждый»

Новый учебный 2015-2016 год мы будем осуществлять программно-целевой проект «Создаём будущее вместе».